О школе
14-19 октября 2024 г. РАНХиГС (НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», Лаборатория теоретической фольклористики) совместно с РГГУ проводят XXIV Школу по фольклористике и культурной антропологии "Редизайн традиционного: контексты, смыслы, прагматика".
В ходе работы Школы мы создадим площадку диалога между практиками, которые используют элементы традиции (в том числе радикально трансформированные) для создания и продвижения товара или услуги, и изучающими этот процесс учеными — фольклористами, антропологами, социологами, историками, лингвистами. Мы приглашаем исследователей и практиков, которые связывают свое поле деятельности с понятием «традиционного».
Примерные темы для обсуждения:
- фольклорный брендинг территорий;
- «старое» и «новое» «народное»: выставочная репрезентация традиционных народных ремесел и промыслов и их переосмысления;
- традиционное в искусстве: от фолк-рока до поп-арта;
- традиция как политический и маркетинговый аргумент — редизайн фольклорных произведений и традиционные жанры в массовой культуре;
- экономика и маркетинг традиционных ценностей;
- «этническая традиция» в бизнесе: бренды, гастрокультура, фешн-индустрия;
- реконструкция «традиционных смыслов»: New Age, родноверие и другие;
- традиция и солидарности: фольклорные движения, историческая реконструкция.
Формат Школы
Обучающий (при отборе слушателей приоритет будет отдаваться начинающим исследователям, ранее не участвовавшим в работе Школы) и очный (дистанционное участие предусмотрено только для лекторов).
Как принять участие в Школе
● Студенты, магистранты, аспиранты, независимые исследователи без ученой степени до 35 лет, не имеющие собственных исследований по теме Школы, могут подать заявку на участие в качестве слушателя. Заявка для слушателей включает мотивационное письмо (от 2 до 4 тыс. знаков с пробелами), излагающее причины, по которым вы считаете участие в Школе полезным для вашей дальнейшей академической и практической деятельности.
Форма для подачи этих типов заявок находится здесь: https://forms.yandex.ru/cloud/66852501e010dba51d5ae678/
● Специалисты в заявленной теме могут предложить лекции либо практические занятия. В заявку включается анонс предполагаемого выступления (от 3 до 4 тыс. знаков с пробелами). Форма для подачи этих типов заявок находится здесь: https://forms.yandex.ru/cloud/668531c984227c0235855b83/
Финансирование
Оргкомитет берет на себя расходы по публикации материалов Школы, проживанию и
питанию участников. Заявки на компенсацию транспортных расходов будут рассмотрены после одобрения оргкомитетом заявки участника.
Сроки подачи заявок
Заявки от слушателей и лекторов принимаются до 15 августа 2024 г. Результаты отбора будут сообщены после 8 сентября 2024 г.
Поддержка
Мероприятие проводится в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации [Соглашение № 075-15-2022-326].
Обоснование темы
В конце 1990-х — начале 2020-х годов одним из механизмов постиндустриального развития территорий (в том числе экономически депрессивных регионов, малых городов и сел) стало воспроизводство смыслов, текстов и практик, помещающих территорию в исторический, фольклорный или квазифольклорный контексты с целью развития внутреннего туризма и продвижения локальных потребительских товаров.
Продвижение с использованием понятия «традиционное» на внутреннем и внешнем рынках производится как местной администрацией и бизнесом, так и сообществами, не обладающими административным ресурсом. Для обозначения процессов воспроизводства территориальных смыслов социологи, антропологи и фольклористы применяют понятие «брендирование», заимствованное из сферы маркетинга, где оно используется для идентификации товара, обозначения его потребительских свойств и образа. Кроме того, понятия «традиционное» и «народное» эксплуатируются и в других сферах: популярные курсы саморазвития используют фольклорные тексты, сказкотерапевты занимаются проработкой травм, используя схему В.Я. Проппа, рестораторы совмещают «традиционные русские» рецепты с молекулярной кухней, модельеры используют элементы традиционного костюма и образности в фешн-индустрии и т.д. Оказалось, что ключевое для фольклористики понятие «традиция», во-первых, создает добавочную стоимость в бизнесе, а во-вторых, становится сильным политическим аргументом в дискуссиях о стратегическом развитии территорий, радикально трансформируясь в процессе публичных дискуссий.
Определение описываемого процесса осложняется тем, что он зачастую инициирован не «сверху», а «снизу» — активистами, обладающими определенной властью, которые вовлекаются в конкурентную гонку за узаконивание имиджа территории или группы с разными целями: следуя за туристической модой, в поисках средств от грантодателей, в попытке обозначить статус и символическую власть той или иной группы. Вероятно, более корректно будет определить этот процесс как попытку сделать конкурентной и легитимной территорию/группу через воспроизведение и изобретение традиционного, локального и национального или этнического. Уточняя процессы производства национальной идентичности через присвоение чужого культурного опыта, можно сказать, что на локальном уровне происходит производство конкурентных идентичностей. Индикатором таких процессов не в последнюю очередь оказывается «традиционное»; поиск его ведется в массовой культуре, которая зачастую идентифицируется с народной, а критерием для идентификации оказывается узнаваемость персонажа или сюжета, узора или обряда. Еще один процесс, о котором мы хотим поговорить — институализация политики государства с отчетливым проговариванием роли народной культуры в этом процессе.
В ходе работы Школы мы создадим площадку диалога между практиками, которые используют элементы традиции (в том числе радикально трансформированные) для создания и продвижения товара или услуги, и изучающими этот процесс учеными — фольклористами, антропологами, социологами, историками, лингвистами. Мы приглашаем исследователей и практиков, которые связывают свое поле деятельности с понятием «традиционного».
Анкета на участие
Как принять участие в Школе
● Студенты, магистранты, аспиранты, независимые исследователи без ученой степени до 35 лет, не имеющие собственных исследований по теме Школы, могут подать заявку на участие в качестве слушателя. Заявка для слушателей включает мотивационное письмо (от 2 до 4 тыс. знаков с пробелами), излагающее причины, по которым вы считаете участие в Школе полезным для вашей дальнейшей академической и практической деятельности.
Форма для подачи этих типов заявок находится здесь: https://forms.yandex.ru/cloud/66852501e010dba51d5ae678/
● Специалисты в заявленной теме могут предложить лекции либо практические занятия. В заявку включается анонс предполагаемого выступления (от 3 до 4 тыс. знаков с пробелами). Форма для подачи этих типов заявок находится здесь: https://forms.yandex.ru/cloud/668531c984227c0235855b83/
Оргкомитет
Павлиди Я.И., младший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС
Петров Н.В., к.филол.н., заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ, РАНХиГС, доцент ЦТСФ РГГУ
Петрова Н.С., к.филол.н., заведующий кафедрой культурологии и социальной коммуникации ШАГИ РАНХиГС, старший научный сотрудник УНЦ ТСФ РГГУ
Радченко Д.А., кандидат культурологии, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС
Христофорова О.Б., д.филол.н., директор УНЦ ТСФ РГГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС